Пятница, 29.03.2024, 15:43 Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Поиск по сайту
Главная » Статьи » История » Аксессуары

История развития сумок. Часть I

Сумка всегда являлась «фасадной частью» женского гардероба. Именно по сумке складывается впечатление об образе человека в целом. То есть сумка для женщины - примерно то же самое, что марка часов или автомобиля для мужчины. Она обязательно должна иметь свое «лицо», свой стиль и, конечно, достойный вид. О стратегически важной роли сумок говорит хотя бы тот факт, что в Великобритании ежегодно отмечают день сумки - 4 октября.

История возникновения сумок имеет глубокие корни и так же многообразна, как история, костюма, обуви, поскольку возникли они почти од­новременно и изменяются на протяжении многих веков.

Исследо­ватели считают, что первоначальная форма сумки находилась в прямой зависимости от материала, из которого она сделана, и была самой элементарной — мешок из кожи или меха. Простые формы и конструкции сумок из раз­ных материалов и поныне бытуют как народные, нацио­нальные.

Те изделия, которые в настоящее время называются кожевенно-галантерейными, появились очень давно, о чем свидетельствуют археологические раскопки, проведенные в различных районах нашей страны, и упоминания о «су­мах переметных» в русских былинах и летописях. Согласно "Большого энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А., Эфрона И.А.", переметная сума это - два мешка в одну связь для перекидки через плечо или через седло.

Известно, что в русских былинах, относимых к ранним периодам, часто упоминаются кожа­ные сумы «переметные», назначение которых, очевидно, так же соответствовало назначению современных хозяй­ственных сумок и чемоданов. История такой сумы есть у каждого народа. Кон­струкция этих изделий развивалась от самой примитивной до сложной, искусно украшенной и отделанной.

Сумки были необходимы, в первую очередь, для переноски тяжестей. Шкура ягненка, например, представляет собой объемную форму. Чтобы из нее получить сумку, достаточно было лишь завязать отверстия на месте ног, декоративно оформить их, например кистями или бахромой из кожи или другого материала и обшить входное отверстие. Подобный подход к созданию объемной формы из шкуры или ее части известен, например, у народов Крайнего Севера; эвенки-тунгусы изготовляли меховой кафтан из цельной шкуры, снятой чулком, головные уборы — целиком из шкуры, снятой с головы оленя.

Сумки эвенков    


 

 

 

 

 

 

Ненцы украшают свою верхнюю зимнюю одежду также оригинальным двухцветным мозаичным орнаментом. Орнамент в виде полосы с бесконечно повторяющимся рисунком обыкновенно располагается по краю пол, вдоль подола и на рукавах, непосредственно перед меховой опушкой.

Узор ненецкой мозаики строго геометрический и состоит из прямоугольных зигзагов, углов, ромбов, меандровых фигур, но, хотя мы воспринимаем эти формы как чистую геометрию, сами ненцы трактуют каждую фигуру как живое воспроизведение близкой им северной природы. 

Таким же двухцветным геометрическим орнаментом украшены и женские сумки. Большая хозяйственная сумка, служащая для хранения, переноса и перевозки, мягких вещей, плоская, двусторонняя, имела форму полуокружности или, вернее, прямоугольника с округленным низом и шилась из кожи двух цветов. Общий ее тон — темный, темно-коричневый, в вертикальном направлении вшиты полосы геометрического орнамента. Еще интереснее те сумки, в которых женщины-ненки носят и хранят свои рукодельные принадлежности: нитки, ленты, кусочки кожи,   отделочного меха и т. п. Они полны изящества, затейливы, как игрушки. Такая сумка для рукоделий имеет вид мешка на вздёржке и шьется обычно из подкрашенной в красновато-коричневый тон ровдуги. Бывают и белые в основе сумки, на которых выкладывается аппликационным способом уже знакомый нам ненецкий геометрический орнамент. Края сумки отделываются бахромой из той же крашеной ровдуги. Кроме того, зачастую к сумке подвешиваются звучащие, бренчащие подвески, делаются они из копытцев новорожденных оленят. Конечно, оленят специально ради этих украшений не убивают, а используют копытца тех новорожденных животных, которые по тем или иным причинам не выжили.

Как эвенские, так и юкагирские женщины и девушки очень любили сумки. Мы уже знаем, что сумки различного назначения - транспортные, хозяйственные, декоративные, рукодельные (для рукодельных принадлежностей), а также кисеты, патронташи - были широко распространены среди народов Крайнего Севера. Но эвенские и юкагирские мастерицы питали особое пристрастие к маленьким декоративным сумочкам, которые эвенские,   например, женщины и девушки прикрепляли спереди к своим и без того нарядным шубам-паркам. Вся лицевая сторона такой маленькой эвенской сумочки бывала расшита концентрическими рядами цветного бисера.

Юкагирские декоративные сумочки иные по форме, декоративному решению и цвету. Их характер опять-таки 
свидетельствует об иной художественной культуре, ином орнаменте и иных, не эвенских, геометрических членениях. Юкагирскому орнаменту свойственны в какой-то степени и растительные мотивы. В быту юкагиров еще сохранились очень изящные по очертаниям сумочки, служащие мужчинам для хранения патронов, женщинам для ниток, иголок и прочих рукодельных принадлежностей. По конструкции все эти сумки придуманы таким образом, что либо затягиваются с помощью продетого в горловину ремешка, либо имеют навесной клапан. 


У жителей поселка Нелемное хранятся сумки из птичьих шкурок эллиптической формы и навесным клапаном в
форме широкого языка. В одной из таких сумок клапан декорирован настроченными поперек полосками разноцветной (светлой, ко­ричневой, черной) ровдуги с верти­кальными прорезями, в которые продеты  также  разноцветные  ремешки. У другой сумки свисающий вниз «язык» навесного клапана выполнен из черного сукна и расшит цветными — изумрудно-зелеными, малино­выми и золотистыми нитками, причем в центре помещены условные изобра­жения  растений, а кругом  широкая кайма из разноцветного пунктира, как бы имитирующая всю вышивку под­шейным волосом.

А вот история "вьючной сумины" народа Тофы. (Тофы живут на северных склонах Восточного Саяна).  Вещи и продукты хранили во вьючных сумах (парба или барба) Они использовались и используются в хозяйстве всех оленьих народов.


Тофаларские сумины, пожалуй, наиболее просто сшиты, не имеют берестяного каркаса. Нижняя часть прямоугольной формы. Шились из кожи домашнего оленя или лося, изюбра с сохранением меха в нижней части. К верхней части пришивали плотную материю типа брезента. Тремя, четырьмя парами сыромятных ремешков верх фиксировался в закрытом состоянии. Каждая сумина с одной плоской стороны имела по паре длинных сыромятных ремешков. Связанные между собой, при помощи длинных ремешков, сумины перекидывались (переметались) через вьючное седло.Прежде чем сумины помещались на седло, их тщательно подгоняли по весу, чтобы ни одна из сумин во время хода оленя не съезжала на бок и тем самым не переворачивала седло.



Категория: Аксессуары | Добавил: magr-art (13.02.2011)
Просмотров: 9480 | Теги: СУМКИ, история
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
   Создать сайт
   Все для веб-мастера

Любое, полное или частичное использование материалов сайта, кроме как для личного пользования, разрешается
только с согласия автора, при этом ссылки на автора и на сайт обязательны.
Copyright MyCorp © 2024 |