Для многих начинающих дизайнеров композиция является понятием загадочным и не досягаемым. Она играет далеко не последнюю, а скорее
наоборот первостепенную роль. Именно
композиция влияет в первую очередь на восприятие изображения и создает некую психологическую
связь между художественным произведением и зрителем.
Композицию как таковую условно можно разделить на несколько
составляющих. Назовем их опять же условно "геометрическая
композиция", которая плавно
перетекает в "пространственную композицию", которая также
плавно переходит в "цветовую".
Все три указанных выше раздела композиции неразрывно связаны
между собой и в итоге образуют одно целое, что собственно и принято называть
композицией.
На что обращать
внимание:
- Визуальный центр интереса - внимания, фокус, основная тема
картины. Наиболее красивая, отработанная и выразительная часть художественного
образа. Область окружения дополняет эту важнейшую часть и является зависимой.
Попробуйте определить, какие детали наиболее полно раскрывает ваш замысел, а
какие создают второй и даже третий цент интереса, конкурирующие с основной
темой.
- Визуальный обход. Наш глаз расположен всё
"читать" слева на право и снизу в верх. Любит делать остановку и
возвращаться к пройденному. Всегда должна быть пауза для глаз. Избегайте
деталей, которые не подчёркивают основное содержание. Пусть основные линии
установят медленный "обход". Визуальный ряд должен плавно привести к
центру основного внимания. Прямые линии создают слишком быструю поездку для
зрителя. Добавьте ритма. Разбейте прямой путь. Чередуйте противоположности.
- Всё возвращается к живописи. Ветки деревьев, склон горы,
движения действующих лиц ( животные, люди, птицы), всё смотрит и идёт к
внутренней части картины. Движения ударов кисти к центру также помогает создать
иллюзию направления.
- Используйте игру света и тени. Большая и интересная тема
для изучения! Ведь именно игра света создаёт всё вокруг, и настроение и
контраст и выделяет значимое.
- Исследуйте контраст. Чрезмерная выразительность по всему
холсту только при первом просмотре притягивает внимание. Дальше глаз устаёт,
нет паузы, так как все детали "прожеваны" и борются за ваше внимание.
Это даёт нереалистический жёсткий просмотр. Научитесь обобщать и прописывать
только главное. Никто не любит чрезмерную навязчивость. Позвольте зрителю
самому досказать недосказанное. Оставьте возможность для работы воображения.
- Иллюзии. Чистый холст плоский. Как же создать иллюзию
трёхмерного пространства?
Основное правило глубины: тон заднего план всегда холоднее
переднего. Контраст и "цветность" намного слабее и постепенно
набирают силу к переднему плану. Мягкие грани на заднем плане также
способствуют созданию иллюзии глубины в живописи.
- Исследуйте равновесие форм, масс, цветовых пятен и
движения в картине. Пусть не одна сторона холста не будет перегружена. Хороший
эскиз перед началом работы помогает определить места основных форм живописи и
также форму и размер холста.
-Чередование форм. Создайте ритм и равновесие в чередовании
изображаемых форм . Например, если река на переднем плане имеет плавные изгибы,
пусть горы или облака на заднем плане не имеют плавных форм (или наоборот).
-Цвета должны выглядеть гармонично. Используйте не более 3-4
оттенков в цвете. Иллюзия тона: наш глаз сам смешивает расположенные рядом
цвета. Например, мазок красного цвета, расположенный рядом с белым, дает
иллюзию розового цвета. Большая тема для исследования и творчества. Пишите
светлые места более плотно, теневые более тонко.
- В мире всё так или иначе ищет равновесия. Зритель также
неосознанно любит, когда всё гармонично и уравновешенно. Казалось бы, что самый
лёгкий путь, это разбить холст на две части и написать что то симметричное. Но
это далеко не приветствуется в художественном мире. Творчество предполагает
новые решения и поиск равновесия там, где его по идее быть не может. Так и
появилось понятие "асимметричное равновесие". Как ни странно, но именно
оно даёт картине центр привлекательности. И чем сложнее это равновесие , тем
интереснее. Пример: если вместо двух одинаковых цветовых масс, будет размещено
три разных по форме и цвету и к тому же относительно друг друга они будут
устанавливать некую линию для просмотра ( от большой к меньшей). Ищите
асимметричных решений и не только по форме, но и по цвету, контрасту и ритму.
|