Пятница, 19.04.2024, 10:40 Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Поиск по сайту
Главная » Статьи » История » Рукоделия

История квилта
Что такое «квилт»?

Слово квилт (quilt) происходит из английского языка и в дословном переводе означает «стеганое одеяло». Однако это значение слова давно уже не является удачным названием для тех шедевров, которые под названием «квилт» возникли в Америке колониального периода, и которые создаются сегодня как там, так и у нас. 

Квилт всегда состоит из трех слоев материала: верхняя сторона (верх квилта) либо искусно составлена из множества тканевых деталей, либо украшена многочисленными аппликациями прокладка. Раньше она состояла из хлопковой ваты или ваты из овечьей шерсти. Сегодня, как правило, применяется полиэстер; нижняя (обратная) сторона чаще всего состоит из цельного куска ткани, которым квилт, зачастую одно¬временно, облицовывается по краям. Эти три слоя стачивают друг с другом простыми стежками «вперед иголку». Такая работа называется «простегивать в технике квилта». 

Различают три разновидности квилтов:
1. У квилта-пэчворка (изделие из лоскутков) стеганая верхняя сторона составлена из отдельных, сшитых друг с другом лоскутов.
2. У квилта, украшенного аппликациями, верхняя сторона чаще всего состоит из цельного куска ткани, на которую нашиваются искусные узоры-аппликации.
3. Квилты, верхняя сторона которых состоит из одноцветной или набивной ткани с рисунком, называются квилтами из цельной ткани. У этих изделий украшение узором осуществляется только посредством богатых стеганых орнаментов.

В знаменитой китайской Пещере тысячи будд, знаменитый английский археолог Артур Штейн в 1920 году обнаружил лоскутный ковер. Рассказывают, что паломники, которые совершали восхождение к этому храму, находившемуся на знаменитом шелковом пути, оставляли лоскутки своих одежд, из которых монахи его сшили.

А в Японии, в Токийском музее костюмов, экспонатами является одежда, украшенная узорами из кусочков ткани в XVI - XVIII веках.

В Каире, в музее Булат, посетителям показывают образец орнамента,  выполненный из кожи газели, датированный 980 годом до нашей эры.

Технология из Китая

Китайцы, вероятно, были первыми, кто изготавливал свою зимнюю одежду из трех слоев материала. Деформация утепляющей прокладки предотвращалась благодаря стеганым швам. Из Китая эта технология распространилась на все страны Востока. В Средние века рыцари, возвращаясь из крестовых походов, привозили с собой стеганые нижние рубашки, которые облегчали им ношение тяжелого вооружения. Европейским женщинам сразу стали очевидными преимущества стеганых одеял и предметов одежды. Новая технология быстро нашла распространение, особенно в Англии, которую в XIV столетии захлестнула необычайная волна холода.

В это время во дворцах и хижинах были изготовлены многочисленные квилты. Сначала их узоры выглядели непритязательно. Во внимание принималась чисто практическая сторона. Однако уже вскоре мастерицы стали стегать искусные орнаменты и отделки.

Летопись свидетельствует, что одна из жен Генриха VII, Катерина Ховард получила перед свадьбой в 1540 году из королевского гардероба 23 квилта.

Португальские купцы привезли в Европу восточные квилты, и их переплетенные узоры послужили образцами. Постепенно квилты из предметов повседневного обихода, имеющих чисто практическое применение, становились ценными, богато украшенными произведениями искусства.

В XV столетии в Италии возникла технология трапункто. Стеганые узоры, нанесенные на белый фон, подчеркиваются при этой технике еще и посредством набивки отдельных орнаментов, что и делает их объемными. Во Франции в это же время появились стеганые одеяла из шелка и камчатных тканей. А в Испании работали с парчой и бархатом.

Происхождение американских квилтов

Квилты в Европе уже имели свою историю, когда они в 1620 году в багаже отцов-пилигримов путешествовали в Новый Свет. На корабле они оказались весьма кстати: при их помощи путешественники устраивали свои спальные места, делали перегородки. Весной 1621 года, когда отцы-пилигримы смогли, наконец, сойти на землю в окрестностях современного Плимута (зиму большинство из них из-за сильных морозов вынуждено было провести на корабле), многие стеганые одеяла оказались сильно изношенными. Однако, поскольку корабли из английской метрополии прибывали нерегулярно, и купить новые ткани было невозможно, пришлось латать старые одеяла. Для этого использовали куски ткани от старой одежды и других предметов. Первые, изготовленные таким образом от нужды, стеганые одеяла (пэчворк-квилты) были чем угодно, только не произведениями искусства. Поставка тканей оставалась проблемой и позже, когда жизнь иммигрантов немного нормализовалась. Поэтому квилты и впредь изготавливались из остатков ткани и лоскутов. Однако со временем стегальщицы начали разрабатывать различные узоры и прилагали все свое умение, чтобы изготовить сложные и интересные изделия. Таким образом, пэчворк в его сегодняшней форме является изобретением Нового Света, чем американцы очень гордятся.


Соединенные Штаты одеяло. Нью-йоркская Всемирная ярмарка Конкурс - Америку через игольное ушко (1939-1940)

С годами пэчворк и стежка все больше становились частью социальной жизни людей страны простора и больших расстояний. На протяжении долгих зим женщины сидели дома и стачивали верхние стороны своих квилтов. 



Queens Northern Boulevard - Main Street (1934)

Как только начиналась весна и появлялась возможность посещать друг друга, проводились встречи женщин для совместного изготовления стеганых одеял. 



Приглашалось столько соседок, сколько места было вокруг пялец для квилта. Вместе они завершали работу над одним квилтом за другим. 



Вечером к ним присоединялись их мужья и друзья. Обменивались новостями, вместе ужинали, веселились. Кроме собственных изделий часто совместно изготавливали квилты для особых событий.



Нью-йоркская Всемирная ярмарка Конкурс - Америку через игольное ушко (1939-1940)



Art Exhibits - American Art Today - Women sewing quilt 1939-1940.jpg

Так, каждый молодой мужчина получал на свой двадцатый день рождения «Квилт свободы». Он был сшит его матерью, сестрами и подругами из их самых красивых платьев. Он символизировал, что теперь его хозяин - самостоятельный и больше не зависит от квилтов своей матери и сестер. Эти квилты часто сопровождали молодых мужчин в их авантюрных путешествиях и, естественно, сильно изнашивались. Так что до наших дней они не дошли. Кроме того, создавались так называемые «Квилты дружбы». В большинстве случаев мать девушки в качестве сюрприза ко дню рождения, помолвке или свадьбе устраивала вечеринку «Квилта дружбы». Гости прибывали рано утром. Каждый приносил с собой собственную ткань для работы. Договаривались о блоках узоров. Часто женщины соревновались между собой, кто быстрее сделает самый трудный или сложный. 



Нью-йоркская Всемирная ярмарка Конкурс - Америку через игольное ушко (1939-1940)

Отдельным блокам присваивали имя стегальщицы и преподносили их девушке.
Такие «Квилты дружбы» популярны и сегодня. Почти в каждом квилт-клубе считается обычным делом изготавливать блоки дружбы и обмениваться ими друг с другом. В те времена девушка, прежде чем выйти замуж, должна была изготовить тринадцать квилтов. Тринадцатый делался только в том случае, если она обручилась. Это был «Квилт невесты», или «Свадебный квилт». В некоторых местностях существовало поверье, что если невеста сама будет шить свой квилт, то с ней может случиться несчастье. Поэтому «Квилт невесты» изготавливали ее подруги. Основным мотивом такого квилта были обычно мотивы в виде сердечка. И если сегодня встречается старинный квилт с мотивами в виде сердечка, то с уверенностью можно предположить, что когда-то он был тринадцатым изделием молодой девушки.

Все квилты, изготовленные до 1750 года, сделаны исключительно в технике пэчворка. Начиная с 1750 года, и примерно до 1850 года, популярными были квилты с аппликациями. Цветочные узоры, распределенные по всей ширине изделия, считались особо элегантными и ценными. С 1850 года снова стала модной настоящая стежка. Появились квилты, узоры, которых были нанесены только на белую хлопчатобумажную ткань - так называемая «белая работа». К этому времени женщины переворачивали все свои одеяла в технике пэчворка так, что на обратной стороне были видны только линии стежки. Многие мастерицы-стегальщицы и сегодня при осмотре квилта уделяют обратной стороне столько же внимания, сколько и верхней. Интересно, что сохранилось гораздо больше старинных квилтов с узором из аппликаций, чем квилтов в технике пэчворка. Это объясняется тем, что в то время квилту с аппликациями придавалось большее значение, и его стелили только в особых случаях. Настоящие квинты в технике пэчворка были предназначены для повседневного употребления и, естественно, быстрее изнашивались.


Конкурсы - Америку через игольное ушко - Одеяло, Нью-йоркской Всемирной ярмарки (1939-1940)



 Конкурсы - Америку через игольное ушко - Одеяло, Нью-йоркской Всемирной ярмарки (1939-1940)

В 70-е годы XX столетия в Америке снова расцвело искусство пэчворка и квилта. Снова стало модным изготавливать квилты. Во всех больших городах имеются магазины, в которых можно приобрести необходимые ткани и дополнительные материалы для изготовления квилтов. Издается много книг и журналов. Снова считается хорошим тоном быть членом квилт-клуба и уметь подержать в обществе разговор на тему квилтов. Современная стегальщица квилтов использует в основном хлопчатобумажные ткани, которые производятся специально для пэчворка. При изготовлении квилтов часто ориентируются на передаваемые из поколения в поколение блоки узоров и линии стежки. Таким образом, многие современные работы в технике квилта из США дают нам представление о том, как квилты выглядели раньше. Названия узоров также являются отражением тогдашнего мира. Частично они происходят из области повседневного труда, как, например, узор «Зуб пилы» или «Корзинки для штопки». Многие узоры из аппликаций носят названия растений или животных: «Дикая роза», «Медоносная пчела». Весьма популярными были названия по местностям, в которых возник узор. Например, «Звезда Огайо и Техаса». Охотно использовались также названия, имеющие происхождение из библейских историй - «Лестница Якоба». Большинство стегальщиц и сегодня дают своим узорам или всему квилту названия, передаваемые из поколения в поколение. Квилт представляет собой, конечно же, нечто большее, чем только утепленный ватой предмет одежды или стеганое одеяло. Это, скорее, настоящее произведение искусства, и его создательницы с полным основанием гордятся своим производственным и творческим успехом. Это выражается, в частности, в присвоении имени. Большинство квилтов, кроме того, подписано и датировано. Когда закончите свой первый квилт, вы также будете захвачены изобразительными возможностями этой техники, и он, наверное, не останется вашим последним изделием.



Нью-йоркская Всемирная ярмарка Конкурс - Америку через игольное ушко (1939-1940)  Одеяло - победитель


В России

В России шить из лоскутков стали во второй половине XIX века, когда появился в продаже дорогой заморский ситец. Первые промышленные ткани были дорогими, ценился каждый обрезок и остаток,  ничего не выбрасывалось. Именно это время можно считать зарождением лоскутного творчества  в России. 



Расцвет лоскутного шитья пришелся на конец XIX века и был связан с развитием машинного производства ситца, а также с широким распространением в народе разнообразных дешевых хлопчатобумажных тканей с набивным рисунком. В обиход вошли ситцевые сарафаны и рубахи. Их украшали лоскутными орнаментами. 



Из остатков ситца при крое одежды, из кусочков отслуживших свой срок текстильных изделий экономные хозяйки научились собирать одеяла, коврики, занавески, подушки и другие вещи. Традиционные "деревенские" узоры отечественной лоскутной техники - несложная мозаика из полосок, квадратов и треугольников ярких контрастных цветов. 



Такая техника в лоскутном шитье  называется  - "русский квадрат"


     

Очень интересны объемные технологии в русском лоскутном шитье, когда каждый лоскуток, вырезанный с помощью лекала (круга или квадрата), складывают в треугольник, затем группируют треугольники рядами и настрачивают по кругу на основу из плотной ткани, или когда длинные жгуты скрученной ткани заплетают в шнур-косичку, а затем косички разных цветов выкладывают по кругу и сшивают между собой. 

К сожалению, лоскутная техника как вид декоративно-прикладного искусства не вошла в перечень народных промыслов, поддерживаемых государством, и уже в 20-х годах нашего столетия русское лоскутное одеяло стало больше утилитарным, чем художественным предметом. Мастерицы шили одеяла из старых изношенных тканей без особого подбора лоскутков по цвету и форме. 



В 1970-е годы в одежде и в украшении интерьеров стал модным фольклорный стиль, и тогда появился новый всплеск интереса к лоскутной технике. Музеи России начали собирать и изучать лоскутные изделия. Их прекрасные образцы пополнили коллекции народного творчества Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, Музея ивановского ситца, местных краеведческих музеев. Лоскутными технологиями заинтересовались современные профессиональные художники. 



В России нет пока музея лоскутного шитья. Старинные лоскутные работы хранятся  в фондах  и запасниках  некоторых музеев. Фонды и запасники  - это архив, чаще невыставленный в постоянную экспозицию и недоступный для всеобщего обозрения. Самые интересные и серьезные коллекции находятся в Архангельском  государственном музее деревянного зодчества и народного искусства "Малые Корелы" и в Краеведческом музее  города Шенкурск (Архангельской области). 


Литература: 
Бригитта Штауб-Вахсмурт "Печворк и квилт, лоскутное шитьё"
И. МУХАНОВА НАУКА И ЖИЗНЬ. ШИТЬЕ ИЗ ЛОСКУТКОВ.
Фотографии: Нью-йоркская Всемирная ярмарка Конкурс - Америку через игольное ушко (1939-1940).  Images digitized from The New York Public Library's.
Из  экспозиции Краведческого музея города Шенкурск Архангельской области;
Из частной коллекции Диковой Лены (город Каргополь);
Из коллекции Лены Чирковой (город Шенкурск Архангельской области)
Категория: Рукоделия | Добавил: MariG (04.06.2013)
Просмотров: 11727 | Теги: История квилта, американский квилт
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта
   Создать сайт
   Все для веб-мастера

Любое, полное или частичное использование материалов сайта, кроме как для личного пользования, разрешается
только с согласия автора, при этом ссылки на автора и на сайт обязательны.
Copyright MyCorp © 2024 |